Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Итоги XIII Всероссийского налогового форума ТПП РФ

Итоги XIII Всероссийского налогового форума ТПП РФ В рамках XIII Всероссийского налогового форума ТПП РФ за 2 дня прошли заседания 8 тематических секций, в которых участвовало более тысячи человек. Представители бизнеса, министерств и ведомств, законодатели и эксперты сегодня работали на пленарном заседании форума. Вел мероприятие вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров.

Пять проблем в налоговой сфере, которые, по мнению бизнеса, необходимо решить, назвал в своем выступлении Президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Первое. По данным Минфина РФ, уровень налоговой нагрузки на бизнес составляет порядка 32 процентов. По оценкам Палаты, уровень фискальной нагрузки в России выше. Помимо налогов и сборов, бизнес обязан уплачивать так называемые обязательные неналоговые платежи, которые не учитываются при подсчете совокупной нагрузки на бизнес.

ТПП РФ провела анкетирование бизнеса. Так, 55 процентов опрошенных оценили уровень налоговой нагрузки как высокий, 45 - как средний. При этом 43 процента опрошенных отметили, что уровень налоговой нагрузки вырос, а 49 – что налоговые условия не изменились. Как правило, бизнес связывает рост налоговой нагрузки с отменой некоторых льгот, а также повышением налогов на землю и недвижимое имущество из-за завышения кадастровой стоимости объектов налогообложения. Это общероссийская проблема, которую необходимо системно решать, подчеркнул Сергей Катырин.

Второе. Одним из основных вопросов 2017 года стали налоговые льготы. Палата считает необходимым перед принятием решения об их отмене или введении просчитывать возможный макроэкономический эффект. На практике нередко налоговые льготы и преференции произвольно отменяются или вводятся, минуя широкое общественное обсуждение.

Сами решения по отмене либо введению налоговых льгот должны быть более взвешенными и экономическими обоснованными Так, бизнес позитивно расценивает возможность применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, позволяющий вычесть из налога расходы на новое оборудование. Но вот с налогом на движимое имущество организаций ситуация неоднозначная. Предприятие потратило значительные средства на обновление оборудования, рассчитывая на льготу, но решение о ее введении передают регионам. Регионы, рассчитывая на дополнительные доходы, льготу предоставлять не торопятся. Мы получим рост тарифов и цен, инвестиционные проекты будут замедлены, а то и остановлены, заметил Президент ТПП РФ.

Третье. Необходимо в ближайшее время завершить работу по систематизации и правовому регулированию неналоговых платежей в РФ. В редакции законопроекта «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», внесенного на рассмотрение в Правительство, учтены ключевые предложения Палаты.

Государственно-правовое управление Президента РФ в заключении на законопроект изложило замечания концептуального характера: непосредственно в законопроекте нужно предусмотреть исчерпывающий перечень неналоговых платежей, установить правила исчисления отдельных платежей, более конкретно определить перечень прав и обязанностей плательщиков и администраторов платежей и т.д. Иными словами, закон о неналоговых платежах должен стать своего рода «неналоговым кодексом». Палата, сказал Сергей Катырин, такой подход в целом поддерживает и готова участвовать в доработке законопроекта, учитывая, что Президентом РФ поручено внести его на рассмотрение Госдумы до 15 декабря нынешнего года.

Четвертое. Поправками в Налоговый кодекс РФ были внесены критерии получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. В итоговой редакции закона № 163-ФЗ удалось отказаться от формального подхода к выявлению такой выгоды. Первоначальная версия возлагала на предпринимателей несвойственные для них обязанности по проверке своих контрагентов, а в случае, если налогоплательщик не проявит «должную осмотрительность», на него могли возложить обязанность отвечать по цепочке за контрагентов.

Теперь основным критерием для установления законности операций служит реальность сделки. Однако в законе отсутствуют важные для налогоплательщиков гарантии, такие как презумпция добросовестности, концепция действительного экономического смысла сделок и др.

Пятое. В рамках анкетирования Палата задала представителям бизнеса ряд вопросов относительно качества налогового администрирования. Почти половина опрошенных отметила, что условия взаимодействия с налоговыми органами улучшились. Это, в первую очередь, связанно с тем, что ФНС России активно продвигает электронные сервисы, которые позволяют упростить взаимоотношения с налогоплательщиками. Почти 90 процентов респондентов не обращались в суд по налоговым спорам – это говорит о сокращении нарушений со стороны бизнеса и о досудебном урегулировании споров.

Однако, отметил глава ТПП РФ, у налогоплательщиков по-прежнему имеется ряд предложений по совершенствованию механизмов взаимодействия с налоговыми органами. Так, бизнес беспокоит быстрый рост количества и объемов запрашиваемой у налогоплательщика информации и документов в электронном виде. «Электронное общение»» должно было упростить взаимодействие с налоговыми органами. Но в запросах по-прежнему отсутствует четкое указание на необходимые документы, делается так называемый «сплошной» запрос. Фактически процесс ничем не отличается от того, когда такой же объем документов передавался в бумажном виде почтой или курьером. Эту проблему необходимо решить, подчеркнул Сергей Катырин.

С интересом был выслушан доклад руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина.

«Современные IT-технологии позволяют ФНС России смещать акценты налогового администрирования в сторону бесконтактного контроля. Создание лучших практик налогового администрирования было бы невозможно без поддержки бизнес-сообщества», - заявил руководитель Налоговой службы Михаил Мишустин, выступая на XIII Всероссийском налоговом форуме в Торгово-Промышленной палате.

Он, в частности, выразил признательность ТПП РФ и бизнесу за активное участие в проведении реформы контрольно-кассовой техники.

«Первый этап реформы ККТ завершен, - отметил Михаил Мишустин. - В новом порядке работает 477 тысяч налогоплательщиков, которые зарегистрировали почти 1,5 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 20%. Ежедневно пробивается более 100 млн чеков. Ежемесячная выручка превышает 2 трлн рублей. Для работающих в новом порядке полностью ликвидированы существовавшие ранее девять форм кассовой отчетности. Второй этап реформы - перевод на кассы наиболее чувствительной части налогоплательщиков (ЕНВД, патент). 27 ноября 2017 года Президент РФ подписал закон о представлении вычета в размере 18 тыс. рублей на приобретение кассового аппарата для ИП без наемных работников».

Еще один цифровой проект ФНС России, цель которого создать для бизнеса прозрачные и понятные правила игры на рынке - это система маркировки товаров. Положительные результаты чипирования меха позволили масштабировать систему на – лекарства. С июня этого года запущена в действие система маркировки лекарств, к которой уже подключились более 300 крупных игроков отрасли. В информационной системе маркировки зарегистрирована 41 единица лекарственных препаратов и промаркировано более 1,8 млн упаковок лекарств.

Сейчас рассматривается вопрос о создании системы прослеживаемости всех товаров. Для бизнеса система может стать инструментом перехода к автоматизации, а в дальнейшем позволит сократить и значительно упростить отчетность.

Важный элемент бесконтактного контроля - система АСК НДС, которая формирует прозрачную бизнес-среду. Мы видим это в цифрах. Если в прошлом году 148 тысяч налогоплательщиков уточнили свои обязательства по требованиям системы, то в текущем - всего 90 тысяч.

Тенденции, которые мы видим, также подтверждаются экспертами. По их оценкам, за период действия АСК «НДС-2», количество фиктивных компаний сократилось более чем в 2 раза.

При этом данные АСК НДС позволяют не только повысить собираемость налогов, но и создавать преференции для законопослушного бизнеса. Для добросовестных компаний сокращены сроки возмещения НДС с трех до двух месяцев, действует механизм налогового поручительства, который также позволяет ускорить возмещение налога.

Служба, защищая интересы добропорядочного бизнеса, устраняет такие способы получения конкурентных преимуществ, как неуплата НДС. В этом году стартовал отраслевой проект на зерновом рынке по пресечению незаконных схем возмещения НДС при экспорте зерновых и масличных культур. К Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции присоединились свыше 1400 налогоплательщиков. В результате за третий квартал сумма возмещения НДС уменьшилась в 2,3 раза при росте экспорта зерновых культур на 20%. Экономия для бюджета только за прошедший квартал оценивается в 11,7 млрд рублей.

Новые бесконтактные технологии контроля способствуют сокращению проверок бизнеса. Эта тенденция сохраняется уже несколько лет подряд. За девять месяцев 2017 года количество проверок снизилось еще на 23%. При этом их результативность выросла на 40%.

Количество жалоб, связанных с оспариванием результатов выездных налоговых проверок, с начала года также снизилось на 10,5%. В результате число рассмотренных судами дел с бизнесом сократилось на 14,5%.

Глава ФНС России отметил позитивную динамику налоговых поступлений - за 10 месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило 14,3 трлн рублей с ростом на 19,1% и поступления страховых взносов - поступило 4,6 трлн рублей - на 8,6% больше.

В то же время Михаил Мишустин подчеркнул, что на первом этапе перехода к администрированию взносов, возможны сложности, учитывая масштабы системы: «Для безболезненного перехода создан механизм по уточнению переданной фондами информации. Плательщику достаточно подать обращение в налоговый орган либо орган ПФР, где он состоит на учете. ПФР примет решение о корректировке сумм страховых взносов и направит соответствующую информацию в территориальный налоговый орган, который внесет исправления в информационный ресурс. При этом меры взыскания при рассмотрении обращений плательщиков будут применяться в предельно поздние сроки, установленные Налоговым кодексом».

На пленарном заседании выступили также председатель Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, партнер «KPMG» Михаил Орлов, руководитель Рабочей группы ТПП РФ по управлению налоговыми рисками, председатель Совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин, заместитель руководителя Рабочей группы ТПП РФ по электронному документообороту, заместитель генерального директора ООО «Такском» Василий Зудин, управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев, исполнительный директор Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов.

Участники пленарного заседания обсудили также результаты работы тематических секций.

Источники:
http://tpprf.ru/
https://www.nalog.ru/rn77/