Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти

Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти В Торгово-промышленной палате РФ 28-29 октября 2019 г. прошел  XV Всероссийский налоговый форум «Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти».
В рамках форума состоялось семь тематических секций («круглых столов») по разным направлениям налогового законодательства. В целом его мероприятия посетили более 1500 человек, а онлайн аудитория превысила 3000 участников.
Деловую программу мероприятий форума завершило пленарное заседание. С докладом выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин.
В своем выступлении он обратил внимание на несколько проблем.
Одна из них – общая налоговая нагрузка на бизнес, которая, по оценке ТПП РФ, продолжает расти. Есть вопросы и относительно налогообложения именно малого бизнеса, этой наиболее уязвимой к негативным изменениям категории предпринимательства. Так, налог на вмененный доход (ЕНВД) с 2021 года отменяется, и это существенный удар по малым предпринимателям, подчеркнул Сергей Катырин. И уж тем более на таком фоне, продолжил он, представляется нерациональным предложенное Минэкономразвития РФ увеличение с 1 января 2020 года коэффициента-дефлятора по всем специальным налоговым режимам. Это приведет к росту налоговой нагрузки на малый бизнес в среднем на 4,9 процента, что даже выше среднего уровня инфляции.
Очень полезным было бы для бизнеса закрепление удобного и щадящего механизма постепенного перехода из одного налогового режима в другой, отметил Сергей Катырин, тогда многие проблемы ушли бы сами собой.
В части совершенствования налогового администрирования Палата предлагает предусмотреть для налогоплательщиков право выставлять на контрагента один итоговый счет-фактуру в рамках долгосрочных договоров при условии многократности операций в одном периоде. Минфин РФ, напомнил Сергей Катырин, в 2016 году уже разъяснял, что в одном счете-фактуры можно указывать товары, отгруженные в течение пяти дней с указанием каждой товарной позиции.
Необходимо, и об этом ТПП РФ многократно говорила, завершить работу по реформированию всей системы неналоговых платежей. В Основных направлениях налоговой политики до 2022 года Минфин РФ три платежа определяет как налоги – это утилизационный сбор, налог на операторов сети связи общего пользования и гостиничный сбор. Это, к сожалению, снова увеличит налоговую нагрузку на бизнес. Предстоит провести инвентаризацию остальных неналоговых платежей и определить их судьбу. Для таких платежей необходимо установить прозрачную процедуру их принятия, исключающую их бесконтрольное и значительное увеличение.
Было бы целесообразно и полезно для бизнеса сохранить в Налоговом кодексе РФ возможность при определении транспортного налога на транспортные средства полной массой более 12 тонн учет суммы платежей, уплаченных по системе «Платон». Раньше было предусмотрено уменьшение исчисленного транспортного налога на суммы, уплаченные по этой системе (срок действия такого порядка был установлен лишь до конца 2018 года). Палата, сообщил Президент ТПП РФ, предлагает внести изменения в главу 28 Налогового кодекса РФ и сохранить этот порядок на бессрочной основе.
«Цифровизация налогового администрирования позволила практически отказаться от традиционных форм проверок, и создать условия, когда уклонение от уплаты налогов становится невыгодным. Все транзакции с налоговым риском автоматически попадают в зону внимания налоговых органов через инструменты дистанционного мониторинга и предиктивной аналитики с четкой градацией налогоплательщиков по зонам риска», - завил руководитель ФНС России Михаил Мишустин на заседании Всероссийского налогового форума.
Первым таким инструментом стала АСК-НДС. Ее применение позволило в корне изменить отношение к недобросовестной налоговой конкуренции в бизнес-среде всего за несколько лет. Так, доля сомнительных операций по НДС с 8% в 2016 году снизилась до 0,6% в первом полугодии 2019 года, а количество организаций с признаками фиктивности – с 1,6 млн до 120,6 тыс. за тот же период. На базе АСК НДС-2 совместно с ФТС России создан проект документальной прослеживаемости импортных товаров. Он позволит освободить рынок от недобросовестных участников, пресечь занижение таможенной стоимости товаров, а также уменьшить количество проверок и административную нагрузку на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. К пилотному проекту по прослеживаемости 10 групп товаров уже присоединились такие крупные налогоплательщики, как Детский Мир, Бош, Панасоник и другие.
Параллельно ФНС России работает над снижением административной нагрузки на бизнес. Так, срок камеральной проверки по НДС был сокращен с трех до двух месяцев, упростились требования к заявительному порядку его возмещения, развиваются процедуры бездокументарного подтверждения 0% налоговой ставки по НДС.
Важным направлением работы ФНС России является и реализация отраслевых проектов. Они направлены на создание прозрачной и добросовестной конкуренции, исключение незаконных схем налоговой оптимизации, выстраивание партнерских отношений между бизнесом и государством. При этом сами бизнес-ассоциации зачастую выступают инициаторами создания этих проектов. Так, к Ассоциации добросовестных участников рынка агропромышленного комплекса присоединилось 12,5 тыс. участников. Одновременно реализуется проект на рынке автомобильных грузоперевозок, представляющих услуги заказчикам рынка АПК, в который вошли 500 организаций.
Внедрение института налогового мониторинга также позволяет развивать диалог с налогоплательщиками. Открывая свои информационные ресурсы и системы внутреннего контроля, крупнейшие налогоплательщики получают от налоговиков мотивированные мнения по применению налогового законодательства в разных ситуациях. Сегодня в налоговом мониторинге участвуют 44 компании, 16 из них - с госучастием: Ростех, РЖД, Аэрофлот, ИнтерРАО, Банк ВТБ, НКЦ и другие. В 2020 году их количество увеличится до 95, в том числе до 48 компаний с госучастием. Ведется и работа над снижением критериев для перехода на эту систему: до 2 млрд рублей стоимости активов, 2 млрд рублей доходов и 200 млн рублей уплаченных налогов.
«Борьба с недобросовестной налоговой конкуренцией – тренд глобальной налоговой повестки», - отметил Михаил Мишустин. Для этого созданы и применяются два стандарта ОЭСР по международному автоматическому обмену информацией. По единому стандарту отчетности (Common Reporting Standard) происходит обмен сведениями о финансовых счетах, что помогает устанавливать незадекларированные доходы от зарубежных источников, КИК и их контролирующих лиц. Страновые отчеты (Country-by-Country Reporting) содержат финансовые и налоговые показатели деятельности компаний в юрисдикциях. Они помогают налоговым органам справедливо распределять налоговую базу между странами.
Новые технологии налогового администрирования создают уникальные возможности взаимодействия и с малым бизнесом, подчеркнул глава ФНС России. Внедрение онлайн-касс позволило создать равные условия для бизнеса, отменить ведение кассовой отчетности и сократить количество проверок. Всего за время реформы 1,5 млн налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 млн касс. Михаил Мишустин выразил благодарность бизнес-объединениям, которые поддержали реформу: Торгово-промышленной палате, Опоре России, Деловой России и другим.
Результатом совместной работы государства, бизнеса и самозанятых граждан стал и налог на профессиональный доход. С помощью мобильного приложения «Мой налог» они могут зарегистрироваться и легализовать свою деятельность в пару кликов и взаимодействовать со Службой онлайн в режиме 24/7. С 1 января к эксперименту присоединились 250 тыс. самозанятых.
Михаил Мишустин рассказал и о разработке Государственного информационного ресурса Бухгалтерской отчетности (ГИР БО). Он объединит всю бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, пояснения к ней и аудиторские заключения на одной площадке, к которой смогут обращаться государственные органы, бизнес и граждане.
«Консолидация данных на федеральном уровне позволяет перейти на экстерриториальное администрирование налогов», - подчеркнул руководитель ФНС России. Например, функционал «Личного кабинета налогоплательщика» постоянно совершенствуется и расширяется на основе запросов самих налогоплательщиков. Сегодня сервисом пользуются 27,7 млн граждан, 1,8 млн индивидуальных предпринимателей и 818 тыс. организаций.
В ходе пленарного заседания были представлены отчеты о работе тематических секций («круглых столов»).
- «Трансфертное ценообразование» (основные направления дискуссии: трансфертное ценообразование (ТЦО) в России: опыт и перспективы; ключевые нововведения и прогнозы развития особенностей применения трансфертного ценообразования; практические вопросы применение методов ТЦО).
- «Регуляторные проблемы налогового контроля» (практика реализации налоговыми органами контрольных полномочий; подходы налоговых органов к осуществлению налогового контроля; трансформация принципов применения налогового законодательства).
- «Управление налоговыми рисками. Правила игры 2019+» (новая налоговая реальность: что можно и что нельзя; основные направления налоговой политики в 2020-2022 гг.; корпоративная налоговая политика).
- «Налоговый мониторинг: новая веха налогового контроля. Новая философия взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов» (ожидаемые изменения в НК РФ в части налогового мониторинга; получение мотивированных мнений; типовые решения организации информационного взаимодействия).
- «Электронный документооборот, онлайн кассы и маркировка товаров – путь к цифровой экономике. Новые обязанности и новые возможности для бизнеса» (основные направления автоматизации бизнес-процессов налогового контроля; система прослеживаемости товаров; процесс маркировки от А до Я. Сложные моменты и пути их решения).
- «Направления совершенствования законодательства об ответственности за налоговые преступления» (значение мотивированного мнения налогового органа при возбуждении уголовного дела; понятие «сокрытие имущества от взыскания налогов» и т.д.).
- «Актуальные вопросы косвенного налогообложения. Акцизы» (глобальные подходы к системе косвенного налогообложения в РФ на современном этапе; особенности функционирования современной системы акцизного налогообложения табачной промышленности в РФ; перспективы совершенствования в сфере косвенного налогообложения  и т.д.).

Источники: ТПП РФ и ФНС России